С пьянством боролись песнопениями и молитвами

С пьянством боролись песнопениями и молитвами
С пьянством боролись песнопениями и молитвами
Фото: kimrypress.ru
При грантовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям редакция «Кимры Сегодня» реализует в 2018 году культурно-исторический проект «От Зажигинской до Звиргздыня». За основу взята серия статей «Диалог прошлого с настоящим», «Кимры Сегодня» 2007 г., автор Г.И. Крюкова (1949-2017).

Чтобы доставить членам кимрского общества трезвости как можно больше лучших и чистых развлечений – формулировка того времени, – совет общества, созданный в 1901 году, находился в постоянном поиске форм работы, среди которых были семейные литературно-музыкальные вечера, спектакли, концерты, детские праздники. Например, на одной из новогодних елок побывало 700 ребятишек и около 100 взрослых. Было выдано до 400 бесплатных билетов детям бедных родителей. Мальчики получили в подарок рубашки, девочки – платья, теплые платки. Дети более состоятельных родителей получили книги, игрушки и все без исключения – гостинцы. Среди добрых дел общества – открытие в 1902 году книжной торговли. И только за 1903 год было продано книг на сумму 908 рублей. Но совет ставил целью не коммерческие соображения, а искреннее желание «распространить народу хорошую книгу». Опыт с организацией книжной торговли показал, что в народе нарождается потребность в чтении. И совет общества испрашивает у господина тверского губернатора разрешение на открытие библиотеки.

Пения, чтения, развлечения проходили в чайной общества, которая и размещалась на втором этаже этого самого дома. Обустройству чайной совет придавал большое значение. Заведовал делами чайной диакон Богословский, который уделял ей весь свой досуг. Посещали чайную ремесленники, интеллигенты, купцы и крестьяне, мужчины и женщины, целые семьи. В чайную влекли чистота и опрятность помещения, чистый воздух без табачного дыма и отсутствие шума и гама. А также обилие журналов и газет, которыми мог пользоваться каждый, сколько и когда угодно. Это были: «Русский паломник», «Кормчий», «Нива», «Деревня», «Вестник трезвости и бережливости», «Трудовая помощь», «Север», «Природа и люди», «Московские ведомости», «Курьер», «Ремесленная газета». Всего же предлагалось 19 наименований периодической литературы.

Через 117 лет история сделала очередной виток – 13 марта 2018 года в кимрском храме Вознесения Господня Общество трезвости имени священномученика Сергия Константинова принимало в свои ряды граждан, желающих избавления от пагубных пристрастий – алкоголизма и наркомании.

Протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня, известен на всероссийском уровне как смелый и решительный человек, возглавивший в Кимрах в конце 90-х общественное движение по борьбе с наркоугрозой. В то время Кимры получили позорный ярлык «Наркостолицы Подмосковья», и, лишь объединив усилия жителей города, силовиков, чиновников и журналистов, удалось изменить ситуацию.

Сейчас реабилитационный центр помощи наркозависимым «Радуга», созданный в Кимрах при храме Вознесения Господня и работающий по самой передовой в мире программе терапевтического сообщества, готов распространить положительный опыт избавления и на другие зависимости.

Первыми в Тверской области в постперестроечное время кимряки учредили приходское общество трезвости для всех страждущих. Начало прошло в святые дни Великого поста и к пятилетию с той даты (конец февраля 2013 года), как Центр «Радуга» принял на реабилитацию первых пациентов. Протоиерей Лазарев совершил молебен и провел беседу с теми, кто решил встать на путь трезвой жизни. Члены общества, давая обет трезвости, обещают не пить, не принимать наркотики, не курить, не сквернословить, не участвовать в азартных играх.

Это сейчас, а тогда, в прошлом – 21 декабря 1905 года, в 8 часов вечера, в помещении Кимрского общества трезвости состоялся первый народный митинг. Председательствовал знаменитый в Кимрах врач Михаил Иванович Русин. Участники митинга постановили учредить в Кимрах организационное бюро профессиональных союзов. Вот так, ни много, ни мало. Первое десятилетие советской власти было ознаменовано в городе организацией большого числа клубов: клуб имени III Интернационала, клуб кустарей, комсомольский клуб, красноармейский клуб, рабочий клуб, клуб «Красный обувщик», клуб совторгслужащих. Последний в 1926 году располагался опять-таки в этом здании. В клубе была хорошая художественная самодеятельность и хор под управлением М.Н. Негиной.

Эпизод встречи гостей «семьей сапожников» в новом кимрском интерактивном «Музейном центре «Столица Сапожного царства»

А сегодня в этом доме и соседнем с ним по ул. Кирова, тоже, кстати, принадлежавшем Сорокиным (ныне они под одной крышей и составляют одно целое), размещается жемчужина кимрской культуры – Кимрский краеведческий музей. Он основан в 1918 году, носил первоначально имя «Народный музей Кимрского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ» и перед тем, как расположиться в этом здании, сменил не один адрес.

Сегодня площадь его экспозиции занимает 752 квадратных метра. Плюс к этому музей располагает прекрасным выставочным залом, который всегда востребован, в котором регулярно проходят художественные выставки как местных, так и иногородних художников, мастеров декоративно-прикладного жанра, а также литературные вечера, музыкальные встречи, различные культурные мероприятия.

Постоянно действующая экспозиция, которая признана одной из лучших не только в Тверской области, знакомит посетителей с историей края с древнейших времен до наших дней. Исторические разделы экспозиции открываются уникальными документами, главный из которых – грамота царя Ивана Грозного. Достойны внимания подлинные предметы XVI-XVII веков, такие как шитая золотом икона, клад серебряных монет, кованые двери, оружие, крестьянская утварь. О том, как выглядели Кимры в последней трети XVIII века, рассказывает гравюра А. Грекова. Это первое дошедшее до нас изображение Кимр, с салтыковскими палатами, прелестной церковью Живоначальной Троицы. В экспозиции много интерьеров, подлинных портретов жителей села середины XIX века, есть и изысканная дворянская мебель. Думаю, не лишена любопытства купчая, удостоверяющая, что крестьяне села задолго до отмены крепостного права выкупили себя у помещицы Юлии Павловны Самойловой, прелестной женщины, музы и друга замечательного художника Карла Брюллова. И, конечно, огромный интерес представляет одна из богатейших в стране коллекция обуви – более 2000 предметов. Это дает право называть Кимрский музей Музеем обуви. Разве можно не остановиться у того самого сапога гармошкой или, как еще говорили, всмятку, без которого трудно представить купеческую, деловую Россию времен Александра Николаевича Островского!

Еще одна изюминка музея – коллекция деревянной скульптуры самодеятельного резчика Ивана Михайловича Абаляева. В фигурках кустарей, их богатых хозяев и торговцев, в бытовых сценках, жанровых зарисовках предстает одна из страниц ненаписанной пока книги о кимрском сапожном царстве. Представьте себе, и так называли наш край, а Кимры – его столицей. Ну и мемориальный зал корифея отечественного и мирового самолетостроения Андрея Николаевича Туполева, нашего земляка. Он родился неподалеку от Кимр, в сельце Пустомазово, в 1888 году. И, конечно, фонды музея! Это потрясающая летопись края, еще до конца не прочитанная и ждущая своих исследователей.

Гордостью кимряков можно назвать проект Тверского государственного объединенного музея «Музейный центр «Столица Сапожного царства», который осуществлен при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по делам культуры Тверской области, Международного банка реконструкции и развития.

Музейный центр, созданный на основе современных дизайнерских решений и мультимедийных технологий, представляет собой принципиально новое для Кимрского района, да и вообще для всей Тверской области интерактивное музейное пространство. Он стал ярким дополнением к существующей краеведческой экспозиции музея.

Новейшее мультимедийное оборудование (все, как на смартфоне, можно перелистывать самостоятельно), установленное в холле, поможет гостям музея узнать об истории обувного промысла, туристической инфраструктуре Кимр, деятельности Тверского государственного объединенного музея. Юные посетители смогут в игровой форме познакомиться с кимрским сапожным делом, крестьянским бытом и исторической застройкой города. Телевизионные пазлы помогут им в этом.

Рассказывать о музее можно очень долго. Это неисчерпаемая тема. Но лучше все увидеть своими глазами, вглядываясь в каждый экспонат, вчитываясь в каждую надпись.

Адрес Кимрского краеведческого музея: ул. Урицкого, д. 8/13. Тел.: 8 (48236) 3-27-43.
 
По теме
Фото: Карина Пожогина/РИА Верхневолжье В Музее Победы подвели итоги детского музыкального проекта «Главные детские песни 4.0», открытого для молодых певцов и вокальных групп.
Масленица-2024 В рамках общегородского праздника Центральная библиотека представила программу "Гуляй душа, Масленица пришла".
17 марта Всю масленичную неделю в Осташковском краеведческом музее научные сотрудники проводили для детей развлекательно-познавательную программу "А мы Масленицу дожидали!".
В преддверии весны библиограф Центральной библиотеки для воспитанников детских садов и реабилитационного центра для несовершеннолетних Западнодвинского МО провела мастер-класс по изготовлению закладки «Подружка для книжки».
10 лет воссоединения Крыма с Россией будет отмечаться 18 марта. Накануне этого события в Центральной библиотеке прошла акция "Мы вместе, Крым".
Спасательные подразделения Тверской области работают в режиме повышенной готовности Ольга ТРОФИМОВА В Тверской области за сутки произошло четыре пожара Фото: Артем КИЛЬКИН За сутки,
Комсомольская Правда
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник
СТИХиЯ прошлась по «Андрюшино» - Газета Старицкий Вестник Участники творческого объединения СТИХиЯ и старичане-активисты увидели, что же такое «Музей, в котором можно жить» — а именно так звучит девиз этого поселения, а, точнее гостиничного этнографического комплекса «Андрюшино»,
Газета Старицкий Вестник