И он оставил след на земле

И он оставил след на земле
И он оставил след на земле
Фото: kimrypress.ru

В Кимрском краеведческом музее открылась большая выставка картин «Я расскажу о русском человеке» художника Геннадия Геннадьевича Проваторова.

Работы предоставила Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Глядя на полотна Геннадия Проваторова, понимаешь, что перед нами творения высокого профессионала, выполненные мастерски и с душой. Проваторов в начальные годы перестройки переехал из Москвы в Тверскую область, купил домик в глухой деревне Нелидовского района – Селезёнкино, жил там до 2012 года и навсегда остался на сельском погосте в 15 километрах от нее. 23 октября ему бы исполнилось 60 лет.

ОН ПИСАЛ НЕ МОДНО

Все картины скромного профессионала написаны для каждого, кто ценит искусство. Это русская реалистическая живопись. Уверена, многие скажут, что картины не современны, то есть не являются украшением. Однако душевные, теплые пейзажи у Геннадия Проваторова есть, удивительно хороши и натюрморты: «Сирень», «Азалия», «Птицы» и другие, китчем их не назовешь. И да, полотна бытового жанра явно не для украшения интерьера, они будоражат ум и память, рассказывая о трудностях жизни, а это уже – музейный уровень.

В день открытия выставки Геннадия Проваторова в Кимрах часть посетителей не пытались скрыть горькую слезу. Многим был близок сюжет деревенской жизни, ведь кто-то провел там свое детство, кому-то родители рассказывали о прошлых временах, а у кого-то родные и сейчас живут в глухой глубинке. Последние лет 20 Проваторов запечатлевал бытовые моменты соседей по улице, ближайших деревень. Они-то и заставляют глубоко задуматься о чистоте душевной не только художника, но и героев его картин, о том, как же трудно оставаться безобидным, сердечным человеком, когда уклад деревенского жителя все еще остается на уровне начала прошлого века.

Безусловно, с первого взгляда притягивает цикл «Одиночество». Переходя из одной части зала в другую, всматриваешься, ищешь глазами одинокого старика, старушку, мужчину, женщину и одну единственную на всех работах курочку, а может – петушка. Честная, искренняя живопись Проваторова, по-другому ее не назовешь, в большинстве монохромна, потому и притягательная. Искренность мастера поражает тем, как он красочно «рассказывает» о жизни простого деревенского человека. Работа «Пилка дров» заставляет задуматься, кто поможет мужику распилить занесенные снегом огромные бревна, ведь рядом с хозяином не только ни души, но и домов-то не видно.

Пейзажи по временам года тоже полны творческой мысли и жизненного созерцания. «Переживший», попросту – выброшенный шкаф, никому теперь не нужен, а ведь много лет он служил не одному поколению семьи, на задворках дома которой его заваливает снегом. «Весна, разлив» написана так реалистично, что порой кажется, слышишь звук бегущей воды. Что самое интересное, на картинах Проваторова во всех избах выписана русская печь – яркий, скрашивающий и согревающий очаг, сердце каждого дома, семьи.

ОБ АВТОРЕ

Автопортрет Геннадия Проваторова, 1992 год

Геннадий Геннадьевич Проваторов родился 23 октября 1957 года в Москве, в семье музыкантов. Его отец Геннадий Пантелеймонович – известный дирижер. Мать Руфина Михайловна – преподаватель по классу фортепиано. Геннадий окончил в 1976 году Московскую среднюю художественную школу им. В.И. Сурикова при Академии художеств под руководством Николая Ивановича Андрияки, а в 1985-м – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшая Строгановка). Получил специальность художник-монументалист. До 1993-го работал на Комбинате монументально-декоративного искусства. Но наступили времена, когда заказов не было, либо они срывались, он уехал из Москвы. Не расставаясь с мольбертом, восстановил дом. Тема его творчества сменилась, Геннадий Проваторов стал изображать угасание российской деревни. А в Селезёнкине он был единственным постоянным жителем. Его глубоко волновала проблема вымирания деревни, утрата духовности основной массой населения и отрыв от исторических корней. Проваторов планировал создать Музей деревни, но не успел.

И МУЗЫКА В ТЕМУ

Открытие выставки сопровождали кимрские музыканты: Андрей Дрёмов (синтезатор) и Александр Вихрев (гитара). Теплое звучание произведений Баха, русской музыки придало дополнительный колорит мероприятию. Андрей Дрёмов, пианист, бывший концертмейстер Талдомского лицея, выбрал для исполнения произведения, изучив выставленные полотна. Слушатели порадовались.

КАК РАБОТЫ ОКАЗАЛИСЬ В КИМРАХ

Наш музей давно наработал дружественные связи со Школой и Академией Сергея Андрияки. Учащиеся, студенты и педагоги устраивают в его стенах прекрасные выставки. Выставка Геннадия Проваторова была включена в план на этот год, но по определенным обстоятельствам ее отменили. Директор Кимрского музея Владимир Покудин приложил массу усилий, чтобы она состоялась, его поддержали друзья Геннадия Проваторова, среди них однокурсники художника: Сергей Николаевич Андрияки и Юрий Владимирович Смирнов, который привез 53 картины в наш музей.

На открытии выставки посетители от души благодарили Владимира Петровича за создание выставки, за предоставленную возможность увидеть работы столь высокого мастера.

Уважаемые кимряки, гости кимрского края, спешите в музей, выставка работает до 15 ноября.

 

 
По теме
Фото: Карина Пожогина/РИА Верхневолжье В Музее Победы подвели итоги детского музыкального проекта «Главные детские песни 4.0», открытого для молодых певцов и вокальных групп.
Масленица-2024 В рамках общегородского праздника Центральная библиотека представила программу "Гуляй душа, Масленица пришла".
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник
СТИХиЯ прошлась по «Андрюшино» - Газета Старицкий Вестник Участники творческого объединения СТИХиЯ и старичане-активисты увидели, что же такое «Музей, в котором можно жить» — а именно так звучит девиз этого поселения, а, точнее гостиничного этнографического комплекса «Андрюшино»,
Газета Старицкий Вестник